Ювенология

Ювенология

Ювенология - комплексное междисциплинарное знание о становлении молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал. Ювенология базируется на комплексном междисциплинарном знании о становлении подрастающего поколения, причем в диалектической cвязи биологического и социального. Это знание многогранно и актуально для России в данный исторический период. Такими же актуальными и требующими научно обоснованного разрешения остаются проблемы подросткового возраста.

Ювенология представляет собой комплексное знание о становлении и взрослении человека как живого организма (физиологический аспект), становления человека - живого организма с развитым мышлением (психоэмоциональный и социально-психологический аспекты), формировании его как члена общества посредством социализации.

Объектами исследования ювенологии. являются и молодой человек, и социальная общность - молодежная популяция (дети, подростки, молодежь).

Предмет ювенологии включает различные ювенальные процессы и явления, механизмы формирования социально - демографической группы, которая находится в состоянии становления социальной, экономической и гражданской зрелости.

Цель исследований в области ювенологии - интегративный анализ общих закономерностей становления и развития людей молодого возраста.

Задачи решаемые в науке делятся на теоретико - методологические, эмпирические, прикладные.

Теоретико - методологические задачи заключаются в том, чтобы разработать теорию, методологию, методику изучения:

1) конкретно - исторических биосоциальных особенностей всех подгрупп молодежи.

2) взаимной зависимости биосной и социальной составляющих молодежи отдельных подгрупп, их способности к освоению социальных и биосных программ, проявляющихся в опережении, своевременности, запаздывании, активности, успешности, неуспешности данных возрастноориентированных программ.

3) выявление взаимосвязей между различными возрастноориентированными программами по их приемственности, когда выполнение одной программы создает необходимые предпосылки для освоения другой. Обнаружение взаимосвязей и изменений, готовности к реализации последующих программ.

4) типологии молодежных возрастноориентированных программ по объему, содержанию, сложности, конфигурации, комбинации систем, продолжительности и степени освоения и реализации.

Эмпирические задачи заключаются в проведении конкретных исследований в предмете ювенологии и получить ответы на поставленные вопросы. К таким задачам относиться анализ:

1) социального структурирования молодежи и ее подгрупп в процессе становления и развития, включая классовую, социально - групповую, этническую, профессиональную дифференциацию и др.

2) содержания и форм систем государственного, производственного, общественного, группового и индивидуального управления как регулятора биореализации и социализации данной возрастной группы.

3) современных культуры и образа жизни как регуляторов и интеграторов процессов биосоциального становления и развития определенных молодежных подгрупп и молодежи в целом.

4) Роли и места молодежи и ее подгрупп в первом поколении конкретно - исторического общества , а также в ансамбле поколений социума, в процессе преемственности поколений, сохранении традиций и внедрении инноваций.

Структура ювенологии включает методологию, феноменологию, праксиологию. Каждый из элементов может быть рассмотрен в двух основных аспектах: теории и практике.

Предмет науки - различные ювенальные процессы и явления, определяемые спецификой эмпирического объекта - человека (группы), вышедшего из детского возраста, но не вошедшего еще в "мир взрослых".

Таким образом, главные цели ювенологии следующие:

- концентрация усилий ученых и специалис тов-практиков на решении первоочередных проблем социального развития подрастающего поколения в современных условиях;

- активное содействие формированию и развитию молодежной политики;

- содействие становлению и развитию прогрессивных форм работы с молодежью;

- содействие формированию нового поколения ученых и практиков - ювенологов.

Публикации