История создания и цели

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Республиканский Центр Репродуктивного здоровья населения создан на основании приказа Министерства Здравоохранения Республики Узбекистан №379 от 31 декабря 2010 года (36 штатов). Приказом МЗ РУз № 85 от 20.03. 2013 года организовано 14 филиалов РЦРЗН со штатами по 13- 15 человек в РК, г. Ташкенте и всех областях. Общее число сотрудников РЦРЗН и филиалов- 232 человека.

Основные обязанности РЦРЗН:

Основные задачи центра:

Кадровый потенциал центра:

В структуре центра имеется 3 отдела:

Научный потенциал центра

Методы работы:

Разъяснительная работа среди населения в махаллях и на предприятиях, а также в учебных заведениях проводится в интерактивном режиме в виде тематических встреч, дискуссий, лекций, круглых столов с использованием презентаций и раздаточных материалов

Учебно – методическая работа центра

Выпуск методического материала

Целевые группы: Махалли и учебные заведения

Используются видеоролики

С момента обретения Узбекистаном независимости реформирование системы охраны здоровья граждан стало одним из важнейших направлений государственной политики. Особое внимание уделяется здоровью матерей и их детей. Улучшение материнского здоровья, снижение материнской смертности и заболеваемости является одной из восьми Целей Развития Тысячелетия, принятых на Саммите тысячелетия в 2000 году. Республика Узбекистан приняла на себя обязательства снизить показатель материнской смертности к 2015 году по сравнению с 1990 годом на три четверти.

Улучшение материнского и младенческого здоровья были бы невозможны без выполнения таких принципов охраны репродуктивного здоровья, как удлинение итергенетического интервала (интервала между беременностями), предупреждение не планированной семьёй, а следовательно, нежеланной беременности, предупреждение беременности среди больных женщин на период их оздоровления.

С 1991 года Министерством Здравоохранения осуществляется региональная программа «Неотложные мероприятия по оздоровлению женщин репродуктивного здоровья». Для Узбекистана, где сложная демографическая ситуации, вопросы улучшения репродуктивного здоровья и формирования здоровой семьи были и остаются особенно актуальными. По существу эта программа планирования семьи, направленная на предотвращение нежелательной беременности у женщин с экстрагенитальными заболеваниями, оздоровление, удлинение интервала между родами до 3 лет, профилактика абортов.

Однако в первые годы образования Республики Узбекистан в связи с рядом причин проводить широкомасштабную работу по обеспечению населения КС, повышению медицинской грамотности по вопросам репродуктивного здоровья было сложно. В 1991 году лишь 13% женщин фертильного возраста использовали контрацепцию. Основным видом контрацепции была S образная ВМС, инертная, из пластика, производства России.

В 1994 году в Узбекистане было открыто представительство Фонда Народонаселения ООН - ЮНФПА. С 1995 года начались гуманитарные поставки медь содержащих ВМС и ОК (Регивидон). С этого периода началась активная деятельность Министерства Здравоохранения, Научно-исследовательского института Акушерства и Гинекологии, кафедр акушерства-гинекологии медицинских вузов по пропаганде и консультированию населения по различным методам контрацепции.

В 1997 году со стороны ЮНФПА начались поставки ИК в виде Депо-Провера (5000 ампул). С 1998 года силами кафедр акушерства-гинекологии ТашИУВ началось обучение медицинских работников, в основном акушеров-гинекологов по вопросам консультирования и применения КС, технике вставления и удаления ВМС. В связи с тем, что возросла потребность в обучении медицинских работников, усилении просветительской работы среди населения, по приказу МЗ РУз в 1999 году был организован Республиканский Центр РЗ. Основными задачами данного Центра явились:

- обучение медицинских работников по консультированию и применению КС;

- пропаганда среди населения;

- подготовка и распространение информационных материалов.

В этот период, исходя из внутренних резервов областных управлений здравоохранения, были созданы 18 областных филиалов и субфилиалов , 2 из которых имели свой юридический статус.

В 2002 году была принята Гос. программа и Постановление Кабинета Министров за №242, предусматривающие улучшение РЗ населения. В 2002 году Узбекистан выиграл грант Германского KFW банка, который осуществлялся поставками 4 видов КС в 7 областей Республики, г. Ташкент , РК и 5 оставшихся неохваченными проектом « Репродуктивное здоровье 1 и 2» были обеспечены КС за счёт поставок ЮНФПА и средств гос. бюджета.

В апреле 2010 года с целью обеспечения правильного распределения, хранения и использования КС начиная с республиканского уровня и заканчивая первичным звеном здравоохранения МЗ РУз был издан приказ № 119 «О внедрении системы логистики контрацептивных средств в практику деятельности учреждений первичного звена здравоохранения Республики Узбекистан». Основной целью данного приказа является создание системы поставок, распределения и хранения КС, начиная от республиканского уровня и заканчивая первичным звеном, позволяющий каждой нуждающейся в контрацепции женщине и ёё семье получить беспрепятственно и без просрочек необходимый вид контрацепции. Внедрение системы ЛМС КС позволяет сформировать запасы в зависимости от потребности, предотвращает случаи просрочивания КС. Согласно данного приказа, запасы в организациях первичного звена ограничивались количеством КС, необходимым для 3 месяцев и условиями ежемесячного их пополнения. Через 2 года, после проведения неоднократного мониторинга выполнения 119 Приказа, министерство здравоохранения издало в 2012 году 616 постановление, регламентирующее создание 6 месячных запасов КС в поликлиническом звене. Регулярные поставки КС со стороны государства, ЮНФПА, а также по немецкому кредиту и их движение по системе логистики, позволяют на сегодняшний день полностью удовлетворять потребности населения в контрацепции. С целью усиления деятельности по внедрению системы логистики КС, методической и просветительской работы среди всех слоёв населения, обучающего компонента среди медицинских работников по вопросам репродуктивного здоровья в 2010 году был создан Республиканский центр репродуктивного здоровья населения, а 2013 году 14 его филиалов во всех областях, РК и г. Ташкенте.

В Узбекистане насчитывается более 2,5 млн. семей. Ежегодно вновь образуется примерно 250 тыс. молодых семей и рождаются около 600 тыс. детей. Состав средней семьи 4,5 чел. Важнейшим условием, решения проблемы охраны здоровья подрастающего поколения должны стать меры по улучшению социально- экономической ситуации в республике – ведь без надлежащих ресурсов невозможно обеспечить детям такой уровень жизни, который необходим для их полноценного физического, умственного, психического, духовного, нравственного и социального развития.

На современном этапе население республики ознакомлено с действием различных методов предупреждения беременности барьерных, гормональных оральных, так и инъекционных контрацептивов пролонгированного действия, а также ВМС. Также проводится добровольная хирургическая стерилизация, как методом минилапаротомии, так и лапароскопии. Вместе с тем, на данный момент самым распространённым методом предупреждения беременности пока остаётся ВМС. Необходимо заметить, что в последнее время увеличилась потребность пациентов в выборе методов контрацепции. Исследования, проводимые Институтом социологических исследований свидетельствуют о том, что информированность населения о различных методах контрацепции достигает до 88%, при этом сельское население даже несколько более информировано, что свидетельствует о значительной информационно-просветительской работе, проводимой в Республике.

Для координации деятельности медицинских учреждений в деле охраны материнства и детства коллективом учёных, организаторов здравоохранения, РЦРЗН подготовлены методические указания по охране репродуктивного здоровья, контрацепции. РЦРЗН, институтом Здоровья и медицинской статистики подготовлен целый ряд информационных материалов для населения и медицинских работников. Они включают широкий круг вопросов, связанных с организацией и деятельностью служб охраны репродуктивного здоровья женщин.

В результате укрепления материально – технической базы учреждений детства и родовспоможения, учреждений первичного звена здравоохранения улучшились условия и качество оказания медицинской помощи. Министерством здравоохранения постоянно уделяется большое внимание повышению квалификации специалистов, работающих в области охраны материнства и детства.